В ЕГО СЕРДЦЕ БЫЛА СЕМЬЯ, ОДЕССА И ФУТБОЛ.
СЛОВО О ДРУГЕ
Время неумолимо бежит.
И кажется только недавно мы с ним обсуждали перипетии чемпионата Украины по футболу и то, как играла в этом чемпионате его любимая команда «Черноморец».
А мне иногда кажется, что у меня в доме зазвонит телефон и я услышу его тихий и красивый голос. Но увы, правда жизни меня возвращает к настоящей действительности.
Борис Леонидович Абрамович – мой Друг, Человек футбола, многолетний председатель Федерации футбола города Одессы и судья Всесоюзной категории по футболу ушел из жизни 29 июня 2011 года в городе Нью-Йорке (США).
А родился Борис Леонидович в городе Одессе 6 августа 1932 года. Рос, как и все одесские мальчишки до того трагического дня, когда радио обьявило всему советскому народу о том « что Киев бомбили и нам обьявили, что началася война».
Вместе с семьей он отправляется в эвакуацию в Тюмень, куда переводят машиностроительный завод, на котором работал его отец. И уже в эвакуации маленький Боря вместе с отцом работает на заводе у станка, выпуская снаряды и боеприпасы для фронта, правда для этого ему под ноги подставляют деревяный ящик, так как он до станка еще не доставал.
Закончилась война. И наступило время учебы.
Борис поступает в педагогический техникум, но тут приходит время отдать долг Родине – служба в армии. Бориса призывают в Военно-морской флот, где он четыре года служит радистом на корабле, вместе с друзьями по службе ходит в дальние походы.
Время службы на флоте пролетает, как один день и вот уже «моряк в развалочку сошел на берег».
Он заканчивает педагогический техникум, получая профессию преподавателя физического воспитания. Работает в школе учителем физкультуры и заодно возглавляет комитет по физической культуре и спорту города Тюмени.
А затем поступает в Педагогический институт, при чем уговаривает поступать в институт всю свою футбольную команду.
И конечно усиленно занимается спортом.
Он безумно любил футбол. И он вместе с друзьями создает футбольную команду «Геолог», которую и тренирует.
Борис был удивительно спортивным человеком. Отлично играл в русский хоккей и хоккей с шайбой.
А потом, как часто бывает, к молодому человеку приходит любовь. Он знакомится со своей будущей супругой Сонечкой.
Свадьбу отыграли скромную, в кругу друзей и со своей единственной любовью Сонечкой он прожил 58 лет. Да именно столько они прожили вместе и в радостях, и в горестях. Вырастили двух прекрасных дочерей – Иришку и Леночку.
В 1962 году у Бориса умирает мама и ему вместе с Сонечкой предстоит поднимать семью, воспитывать младшего брата и маленькую дочь Ирину.
В 1963 году вся семья переезжает в любимую Одессу, где Борис Леонидович начинает свою карьеру футбольного арбитра, активно включается в работу по развитию футбола в Одессе, являясь членом Федерации футбола города Одессы.
Он много судит матчи чемпионата СССР по футболу, выезжая на обслуживание всесоюзных и республиканских соревнований, пользуясь огромным уважением футболистов и тренеров команд как в Украине, так и в других республиках бывшего СССР.
Его активная работа по развитию футбола в городе Одессе была замечена и его товарищи, друзья по футболу оказывают ему большую честь, избирая Председателем Федерации футбола города Одессы. На этом нелегком и почетном посту Борис Леонидович Абрамович проработал многие годы.
Я, работая рядом с ним многие годы, в составе Федерации футбола города Одессы, видел как он отдавался этой работе и чего это ему стоило. Ведь годы, проведенные в Сибири, оставили о себе память.
А какие ему приходилось испытывать оскорбления и обиды, которые ему наносила чиновничья власть. Вот один из примеров такой обиды.
Обычно, перед первым матчем нового футбольного сезона на одесском Центральном стадионе Черноморского морского пароходства, проходил футбольный парад, в котором принимали участие футбольные коллективы города, футбольные арбитры и конечно две футбольные команды мастеров, которые открывали новый футбольный сезон в Одессе, когда капитаны этих команд поднимали флаг Советского Союза, под Гимн СССР.
Этот футбольный парад готовила и проводила Федерация футбола г.Одессы, а принимала его вся футбольная и спортивная власть города Одессы и Одесской области. В главных же ложах стадиона сидели все партийные, областные и городские начальники.
Борис Леонидович, должен был построить эту огромную колону и провести по периметру стадиона, в присутствии 40-ка тысяч поклонников футбола, а затем сделать доклад принимающим парад такого содержания:
«Товарищ Председатель областного комитета по физической культуре и спорту, Товарищ Председатель областной Федерации футбола парад участников открытия нового футбольного сезона в городе Одесса построен.
Руководитель парада – Председатель Федерации футбола г.Одессы, судья Республиканской категории Борис АБРАМОВИЧ».
Я не зря выделил фамилию Бориса Леонидовича крупными буквами. Дальше вы поймете почему я это сделал.
Так вот перед началом парада к Борису Леонидовичу, который руководил и организовывал этот многолюдный праздник, подходит Председатель Федерации футбола Одесской области Сергей Романович Раздорожнюк и тихим, украдчивым голосом обращается к Борису Леонидовичу с просьбой: «Боря! Ты мог бы во время доклада не называть свою фамилию. Уж больно она громко звучит». Для Бориса Леонидовича это был конечно удар. Он не ожидал такого от С.Р.Раздорожнюка, которого считал своим другом и товарищем. Но Борис понимал, что делает это Сергей Романович не по своей воле. Видимо ему кто-то из «горе-начальников» подсказал.
Однако Борис Леонидович в своей жизни держал много ударов.
Он быстро оправился и от этого.
И уже через несколько минут над многотысячным стадионом, во время парада четко и звонко прозвучало: «Командующий парадом – Председатель Федерации футбола города Одессы, Судья Республиканской категории Борис А-БРА-МО-ВИЧ».
Эти «горе-руководители», которых очень волновал «пятый пункт» Бориса Абрамовича, многократно делали попытки избавится от неуступчивого Председателя Федерации футбола города Одессы Б.Л.Абрамовича, но его авторитет у футбольной общественности был непререкаем. И из года в год его избирали Председателем Федерации футбола города Одессы до того момента, пока он сам не попросился в отставку.
Его профессионализм, доброта и отзывчивость снискали ему глубокое уважение и признательность коллег и друзей по футболу.
Завершив по возрасту свою активную судейскую практику, он становится инспектором Федерации футбола Украины, наблюдая за проведением матчей чемпионата СССР и Украины.
И всегда, куда бы он не приезжал, его встречали, как друга и товарища. Он умел дружить и быть Другом. Его способность приходить на помощь друзьям и товарищам была неотьемлемой частью его жизни.
В 1993 году Борис Леонидович и Сонечка решили воссоединиться со своими дочерьми, которые жили в США, и переезжают на постоянное жительсво в Америку. Во многом это определялось слабым здоровьем Бориса Леонидовича, которому требовалось квалифицированное и дорогое лечение, а его он мог получить только в США.
Рассказывая о своем Друге я не могу не сказать о том как он относился к своим близким. Он очень любил Сонечку, свою супругу и Друга, прошедшую с ним долгую и непростую жизнь. Он беззаветно любил своих дочерей Ирочку и Леночку, а своих внучек Викторию, Анну и Бэкки просто обожал.
Я вспоминаю, с каким упоением он мне рассказывал о победах внучки Бэкки на теннисных кортах. Как он за нее болел. В этом был весь Борис Леонидович.
В Нью-Йорке Борис Леонидович, который в своей сути, всегда был активным человеком и без работы не мог жить, чувствовал себя »не в своей тарелке».
Он искал себя и здесь. Вокруг Бориса Леонидовича сгруппировались бывшие одесситы, работавшие в одесском футболе – Заслуженный тренер Украины Матвей Леонтьевич Черкасский, тренеры Александр Розенштраух и Борис Крайтман, его друг Станислав Ханцис, футбольный арбитр Игорь Гальперин и другие.
В далеке от любимой Одессы он первым узнавал результаты матчей своей любимой команды, а для этого уже в пожилом возрасте, овладем навыками компьютера, и как ребенок радовался их победам и конечно очень расстраивался, когда они проигрывали.
Педантично вел турнирную таблицу чемпионата Украины, где скурпулезно вносил результаты любимого «Черноморца».
Футбол Одессы и вообще эта игра была в его сердце и душе. Он знал футбол так, как не знали его многие.
Ассоциация ветеранов спорта Нью-Йорка, используя опыт и знания Бориса Леонидовича, пригласила его стать главным арбитром популярных футбольных турниров памяти Валерия Лобановского и Мемориала памяти жертв трагедии 11-го сентября.
И я видел своими глазами, как молодые футболисты, умудренные сединой ветераны футбола, приходили к Борису Леонидовичу за советом. И они его получали.
А как он умел шутить! Его одесский юмор был просто неподражаем.
Он знал цену шутки и розыгрыша. Его юмор был тактичным и не навязчивым. И наверное что-то есть в этом, что он похоронен на кладбище в одном из районов Нью-Йорка – Квинсе, а его могила расположена недалеко от могилы классика еврейского юмора – Шолом-Алейхема. И даже его уход из жизни был «скромным». Он заснул и не проснулся. Как бы показывая всем, что я не хочу никого беспокоить. В народе говорят – «святая смерть».
Нам его будет не хватать. И все, кто его знал и любил будут его помнить. Он будет в наших сердцах – Борис Леонидович Абрамович – замечательный супруг, отец и дедушка. Большой человек футбола, в сердце которого была Семья, Одесса и Футбол.
ЭДУАРД ЛУЧИН
спортивный журналист.